Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Друзья сайта
|
Портрет«Моя педагогическая философия» «И вечный бой! Покой нам только снится!» написал в одном из своих стихотворений А.Блок. На мой взгляд, эти строки очень подходят к моей профессии, ведь спокойных дней в ней действительно практически нет. После принятия решения об участии в городском конкурсе «Учитель года» их стало ещё меньше. Уже которую неделю задаюсь вопросом: а зачем? Действительно ли мне это необходимо? Для чего? Всё в становлении меня, как педагога, не случайно. 1 сентября 2016 года - двадцать третий день рождения моего педагогического опыта. Все эти годы рядом мой главный наставник – моя мама, Ермолаева Алевтина Фёдоровна, педагогический стаж которой 48 лет.
Окончив Экибастузское педагогическое училище, здание которого – точная копия нашей школы, сразу попала в экспериментальный класс развивающего обучения по методике Эльконина – Давыдова – Репкина. Тогда мне тоже казалось, что это не для меня: ведь я только начинаю. Обучаясь на курсах в г. Томске и слушая лекции из уст создателей программы, я научилась многому из того, что использую в своей работе: · создавать условия для развития творческих способностей, · начинать урок с постановки проблемной ситуации, · развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, · учить их самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения, · формировать умение анализировать и оценивать свою работу на уроке. Благодаря тем лекциям, свои уроки стараюсь строить так, чтобы ученик мог поспорить со мной на любую тему. Главным работником на уроке является ученик, а я направляю ученика по его образовательному маршруту, воспитываю потребность в образовании. Если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и я, стараюсь научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». Программа развивающего обучения дала мне возможность научиться этому и использовать в своей работе методы и приёмы, помогающие раскрыться каждому ученику. «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
Приехав в город Копейск, пошла работать в школу № 16, в которой училась моя мама и начинала свою педагогическую деятельность. В нашей школе мне пришлось работать не по одной образовательной системе. Каждый раз, осваивая новую программу, я думала: « А зачем? Не проще ли идти по натоптанной тропинке, совершенствуя свои наработки?» Теперь я понимаю, что и это происходит не случайно. Каждая новая программа давала мне возможность знакомиться с интересными методами и приёмами работы и применять уже знакомые. Программа Н.Ф.Виноградовой научила шире использовать в практике интегрированные уроки: русский язык и чтение, математика и окружающий мир, технология и окружающий мир. Такие уроки очень интересны ученикам. Программа «Гармония» дала мне возможность научиться делать каждое задание развивающим. Любое обучение связано с исследованием неизвестного, которое начинается с вопросов. На своих уроках я заинтересована не столько в ответе, сколько в том, чтобы мои ученики размышляли над вопросом. Именно поэтому постановка проблемных ситуаций, задания с ловушками – частые «гости» на моих уроках. Эффективное преподавание - это улица с двусторонним движением: диалог, а не монолог. В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области информационно – коммуникативных технологий и внедрять их в учебный процесс. И снова, забыв про покой, я повышала планку своей компьютерной грамотности. Теперь могу с уверенностью сказать, что уроки с применением мультимедиа-ресурсов повышают интерес к изучаемому материалу, при этом возрастает эффективность самостоятельной работы учащихся, появляется возможность шире реализовать их творческие возможности. Я стараюсь использовать информационно – коммуникативные технологии на всех уроках и с различными целями: проверка навыков устного счёта, знакомство со словарными словами, объяснение нового и проверка изученного материала, прослушивание художественных текстов, проведение физ.минуток. А как было страшно в первые дни… Сейчас в школе создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях , в том числе и в научно- исследовательской деятельности. Два года назад я решила окунуться и в эту, незнакомую тогда для меня сферу развития детей. Мы новички в этом деле. Несмотря на свой юный возраст, ребята стараются сами дойти до истины. Им нужно только немного помочь и задать направление. Результаты нашей работы - призовые места в городе и регионе. Работа по стандартам второго поколения, погружение в новую для меня программу «Перспективная начальная школа» не даёт мне останавливаться на достигнутом. Я учусь со своими учениками. Ведь современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. «Учитель – вечный второгодник…». Но как приятно видеть, что это всё не напрасно! Я знаю, что каждому ученику даны те или иные обстоятельства жизни – родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию или к лидерству. Поэтому мне интересно формирование души ребенка, интересен процесс становления дошкольника в ученика, а в дальнейшем – и в собеседника. Мне интересны изменения ребенка, я удивляюсь и радуюсь этому. И стараюсь учить детей радоваться вместе со мной. Последнее время в нашем кабинете часто можно услышать аплодисменты - это ребята рукоплещут тому, кто удивил нас своим ответом или показал знания, превышающие его вчерашний уровень. Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Похоже, что да. У меня большая, дружная семья и любимая работа. Школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Мои родные тоже уже смирились с тем, что из школы я никуда не уйду. За то время, что я проработала, были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты. Даже не совсем удачный урок после тщательного анализа стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы. Так может быть, есть смысл пройти ещё одно испытание? Да, я уже принимала участие в этом конкурсе 12 лет назад. С тех пор многое изменилось, и я наверное, изменилась. Но уверена, что неизменно одно: этот конкурс даёт возможность проверить свои силы и познакомиться ближе с опытом своих замечательных, талантливых коллег. Значит, есть смысл туда идти? И пусть «покой нам только снится»! |